Башенный кран - это грузоподъемная машина, которая применяется, как правило, для возведения различных зданий и сооружений, как гражданского, так и промышленного назначения
Башенный кран состоит из следующих основных узлов: башня, ходовая рама с колесами, опорно-поворотное устройство, поворотная платформа с грузовой и стреловой лебедкой, с противовесом; механизм поворота и электрооборудования, механизм подъема груза, механизм для изменения вылета, механизм передвижения крана и т.д.
Стрела применяется для подъема груза, и располагается горизонтально. Башня крана, это опорный элемент, который располагается вертикально. Также на верхней части башни такого крана устанавливается элемент, который называется оголовок, он также устанавливается вертикально, и предназначается для поддержания каната. Наверху оголовка установлен один из блоков полиспаста. На противоположной стороне от стрелы, также в горизонтальном положении находится грузовая площадка. На этой площадке у некоторых моделей кранов, устанавливается лебедка, и противовес. В нижней части некоторых кранов, на башне присоединяется балласт. Балласт, совместно с противовесом, обеспечивают устойчивость машины при работе.

Башенно-портальными кранами называются свободно стоящие полноповоротные краны стрелового типа, опирающиеся на П-образный помост — портал, передвигающийся на самоходных тележках, по подкрановым рельсам.
Портал представляет собой пространственную жесткую раму, которая может перекрывать от одного до трех железнодорожных путей, обеспечивая свободный пропуск подвижного состава
На портале монтируется опорно-поворотное устройство, на которое опирается поворотная платформа с каркасом. К нему шарнирно крепится стрела. На поворотной платформе размещена кабина с крановыми механизмами: лебедкой механизма подъема, механизмом поворота, механизмом изменения вылета стрелы. Конструктивная схема портального крана характеризуется типом его стрелового и опорно-поворотного устройства. В современных портальных кранах наибольшее распространение получили шарнирно-сочлененные и прямые стрелы.
Достоинством шарнирно-сочлененных стрел является их большая жесткость и меньшая длина канатов, что обеспечивает меньшие раскачивания грузов как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Шарнирно-сочлененные стрелы при равной высоте подъема груза обеспечивают также большую высоту под стрелой. Прямые стрелы имеют меньшую массу и более простую конструкцию. Краны с прямыми стрелами получаются более легкими и дешевыми. Этими свойствами и объясняется их широкое распространение среди кранов небольшой грузоподъемности.
Шарнирно-сочлененная стрела с профилированным хоботом и гибкой оттяжкой состоит из собственно стрелы, шарнирно укрепленного на ней хобота и гибкой оттяжки. Последняя огибает профилированную часть хобота и крепится другим концом к каркасу крана. При изменении вылета стрелы хобот удерживается гибкой оттяжкой и поворачивается относительно стрелы. Профилированная часть хобота выполнена по кривой, обеспечивающей перемещение грузозахватного органа только по горизонтали, что облегчает управление краном.
Такое устройство стрелы и механизма изменения вылета позволяет значительно повысить скорость изменения вылета и, следовательно, производительность крана, так как подъем и опускание стрелы являются одними из основных движений.
В зависимости от назначения портальные краны делятся на три группы: перегрузочные, монтажные и строительные. Перегрузочные краны предназначены для перегрузки штучных и навалочных грузов и по типу грузозахватного устройства подразделяются на крюковые и грейферные. Крюковые краны предназначены для перегрузки штучных грузов. Они оборудованы крюковой подвеской. При перегрузке металлов на крюк может навешиваться электромагнит, масса которого не должна превышать 25% грузоподъемности крана. При перегрузке большегрузных контейнеров на краны устанавливается спредер. Грейферные краны предназначены для перегрузки навалочных и лесных грузов. Они могут также перегружать штучные грузы при замене грейфера крюковой траверсной подвеской.
